Фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» — произведение, соединявшее в себе глубокий психологизм в историческую достоверность, — и сейчас остается одним аз значительных достижений советского и мирового киноискусства. Идея фильма определилась к началу 1941 года. В тяжелых условиях военного времени было создано произведение, ставшее новой вершиной творчества великого режиссера. Деятельность Ивана IV, личности сложной и противоречивой, страстного поборника государственного единства, в ком мудрость общественного деятеля сочеталась с чудовищной жестокостью, была осознана и изображена с редкостной силой и мастерством. Свою трактовку материала режиссер подчинил прежде всего определенному пониманию того, как непреложные социально-исторические закономерности преломляются в судьбе личности, принимающей на себя ответственность за судьбу истории.
Рис 1. (Фильм Иван Грозный, 1944 год)
Принцип построения фильма С. Эйзенштейн определял как полифонический, усматривая подобие ему в законах музыки. Блистательная игра актеров разных поколений и школ (Н. Черкасова, С. Бирман, А. Бучмы, М. Жарова, А. Мгеброва, М. Кузнецова, А. Абрикосова, М. Названова, Л. Целиковской), создавших целую галерею характеров, музыка Сергея Прокофьева вместе с композицией я светотональным движением внутри кадра, с острой выразительностью грима, необычайной красотой н скульптурностью декораций — способствовали воплощению на экране всего богатства режиссерского замысла. Такой синтез был непостижим вне органичности коллективного творчества: с Сергеем Эйзенштейном продолжал работать Э. Тиссэ, который вел здесь натурные съемки; дворцовые сцены, страшные и своей причудливости, снимал Андрей Москвин, признанный мастер световой моделировки.
Фильм «Иван Грозный», вошедший в золотой фонд мирового искусства и ставший последней работой выдающегося отечественного режиссера, снова выходит на экраны страны.