Вступление.
В этой статье мы попробуем кратко рассмотреть феномен одной из наиболее популярных онлайновых игр - World of Tanks, которая завоевала невиданную популярность в последние годы и неоднократно попала в книгу рекордов Гиннеса. Сегодня World of Tanks (или сокращенно WoT, ВоТ) известна, фактически любому человеку, который хотя бы иногда играет в компьютерные игры. Но все по порядку. Давайте для начала рассмотрим объект нашего исследования издали и решим, чем же все-таки является World of Tanks?
World of Tanks (Мир Танков) – это многопользовательская компьютерная онлайн-игра в жанре аркадного симулятора танковых боев, в историческом контексте Второй Мировой Войны. Компания разработчик - wargaming.net. Сами разработчики позиционируют свой проект, как mmo-action, с элементами стратегии, ролевой игры и шутера. Игра базируется на PVP (игрок против игрока) сражениях в режиме онлайн. Русская версия игры была представлена отечественному игровому сообществу 12 августа 2010 года, а уже 12 апреля 2011 состоялся релиз для стран Европы и Северной Америки.
Основная особенность игры – она бесплатна (концепция Free To Play). Разработчики предлагают любому желающему бесплатно скачать клиент и сразу начать играть. Однако, ради справедливости, стоит отметить что в World of Tanks, игроку есть куда спустить имеющиеся у него реальные деньги, об этом поговорим немного позже. А сейчас обратимся к истории создания игры.
История
Идея создания WoT пришла к сотрудникам wargaming где-то 29 или 30 декабря 2008 года, а 24 апреля 2009 студия уже сделала анонс игры. Разработчики заявляют, что под разработку проекта был запланирован самый большой в истории игростроения СНГ бюджет, однако точных цифр никто не называет. Альфа тест WoT состоялся в сентябре того же года. На момент первой волны альфа-тестирования в игре было создано 5 моделей танков и 1 полностью завершенная карта. К моменту начала бета-тестирования 30 января 2010, игра имела уже несколько десятков боевых машин и 3 полностью завершенные карты. За первых четыре месяца бета-тестирования было получено более 40.000 заявок на участие и проведено более 400.000 боев. В марте 2010 года, разработчиками было сделано заявление о том, что World of Tanks будет развиваться еще, как минимум 5-7 лет.
24 июня 2010 года стартовало бета-тестирование игры. В режиме бета-теста игрокам была доступна техника Германии и СССР, а так же семь различных карт для командных боев.
8 июля началось закрытое бета тестирование англоязычной версии игры.
12 августа того же года, состоялся онлайн-релиз World of Tanks, однако, по техническим причинам сервера игры стали доступны только 13 числа.
27 января 2011 года англоязычная версия перешла в режим открытого бета-тестирвания, ее окончательный релиз состоялся в апреле 2011 года.
В 2012 году World of Tanks был включен в список дисциплин крупнейшего мирового чемпионата, по компьютерным играм: WCG (World Cyber Games).
Количество игроков.
Число пользователей играющих в World of Tanks неуклонно растет и бьет все мировые рекорды. Начиная с момента запуска игры и по сегодняшний, день число зарегистрированных пользователей достигло 50.000.000 игровых аккаунтов. При этом пиковый онлайн достиг 815 тысяч игроков. Подобный рост популярности World of Tanks, на взгляд многих специалистов, обоснован не только достаточно высоким качеством самой игры, но и маркетинговой моделью. Если сравнить World of Tanks и, например World of Warcraft (эту игру мы выберем для сравнения, просто по тому, что она отличается маркетинговым подходом, а так же потому, что она одна из самых древних и популярных мировых игр), то получится что World of Tanks, уже переплюнул старый добрый WoW по целому ряду показателей. В чем секрет? Он прост – псевдо free to play концепция World of Tanks дает ему невиданный онлайн, в то время как многие игроки, особенно на постсоветском пространстве до сих пор не желают платить деньги за игры. Однако, более или менее опытные танкисты знают, что взять придельные уровни в танках не задействовав премиум аккаунт фактически не возможно. Да, есть способы, типа набивания денег танком среднего уровня (например, Т-34-85 очень для этого хорош, или аналогичного), что бы прокормить танк высокого уровня, или купить еще более новую машину, однако они все показывают свою не эффективность и в результате человек, подсевший на танки, вынужден вкладывать в них деньги. Зачет wargaming – отличный маркетинговый ход.
Геймплей.
Сразу после регистрации в игре, каждый новый игрок получает по одному базовому танку каждой нации. Для СССР – это МС-1, для Германии – Leichttraktor, для США - T1 Cunningham, для Франции - Renault FT, для Китая - NC-31 – все танки относятся к классу легких. Единственная нация в игре, оснащенная средним танком первого уровня это Великобритания – танк Medium Mark I.
МС-1. СССР
Leichttraktor. Германия.
T1 Cunningham. США.
Renault FT. Франция.
NC-31. Китай.
Medium Mark I. Великобритания.
Каждый танк, комплектуется необученным экипажем. Однако, стоит отметить, что опыт экипажа стоит не на 0, а на 50% - именно эта цифра является базовой отметкой опыта экипажа. Участвуя в сражениях игрок зарабатывает опыт и кредиты, открывая доступ к новым модулям для техники, новым танкам и повышая уровень навыков своего экипажа. По достижении определенного уровня развития танка первого уровня, игрок может купить танк второго уровня и, при наличии желания, пересадить туда экипаж с предыдущей машины. К слову сказать, автор статьи с одним экипажем, прошел от Т-34 до Т-62А. Подобная переброска экипажа оправдывает себя, так как экипаж сохраняет значительное количество личного опыта и умений, а, следовательно, игроку нет нужды прокачивать его заново. Игровая валюта – кредиты. Есть два способа получить кредиты в World of Tanks: удачно сражаться в боях и заработать их, одержав победу над противником, или же приобрести золото у разработчиков, с последующим обменном его на кредиты. Отметим, что второй метод лишает игру некоторой нудности, но подходит больше игрокам высокого уровня, т.к. на низких уровнях проблем с игровой валютой, как правило, нет. На что же потратить кредиты? Потратить деньги гораздо проще, чем их заработать. World of Tanks, сегодня, располагает большим магазином вспомогательного оборудования для танков, часть из которого можно купить за кредиты, а часть только за золото, плюс к этому, игроку предстоит покупать новые модули для своих танков - орудия, башни, ходовые части и т.п. Также за кредиты можно осуществлять прокачку экипажа, отправляя его на танковые курсы, не говоря уже о самих боевых машинах, которые тоже стоят достаточно хороших денег. Некоторые танки в игре можно купить только за золото, что, по сути, означает за реальные деньги. Такие танки имеют ряд преимуществ, они приносят своим владельцам солидную прибыль в виде кредитов, имеют хорошие технические показатели, их экипаж быстро обучается, их ремонт стоит сущие копейки.
Отдельно стоит упомянуть про третий способ заработка игрового золота. Да, да, вы не ослышались золото в World of Tanks можно заработать! Однако, для этого Вам придется проявить себя как выдающегося человека. Разработчики игры, часто проводят конкурсы, в которых можно выиграть весьма солидные призы в виде игрового золота. Потрудитесь, покажите свои способности, и разработчики в буквальном смысле озолотят Вас.
На данный момент в игре нет возможности продажи предметов одного игрока другому, но возможно она появится позже.
Однако, вернемся на поле боя. Игровой процесс, строиться на сражении двух команд по 15 человек. Цель сражения – захватить базу врага или уничтожить все танки противника. В каждой команде могут одновременно присутствовать танки разного уровня, назначения и нации. Например, в одну команду могут попасть машины разведки СССР (легкие танки), средние танки Франции, тяжелые Германии, противотанковые машины Британии, а артиллерия будет от США. Никакой исторической достоверности, зато играть интересно.
Захват базы противника осуществляется при помощи въезда танка союзной команды в специальную область, отмеченную на карте. После этого начинается захват базы, о чем свидетельствую специальный индикатор, появляющийся по центру экрана.
Обновление 0.7.4 привнесло в игру два новых режима игры: Штурм и Встречный бой. В первом одна команда должна захватить базу другой, в втором обе команды борются за захват одной контрольной точки, равноудаленной от обеих команд.
Для общения между игроками, как во время баталий, так и в перерывах между ними предусмотрен внутри игровой текстовый и голосовой чаты. Так, же игрок может обратить внимание союзников, на какой-то определенный участок карты боевых действий указав на него мышью на миникарте.
Имеется три режима камеры. Первый режим – от третьего лица, дает хороший обзор местности. Второй – от первого лица, непосредственно изнутри танка. В этом режиме удобно управлять огнем, так как он дает наиболее точно сведение прицела. И, наконец, третий режим – он доступен только игрокам, участвующим в бою на САУ. В данном режиме, игрок может видеть карту боевых действий сверху.
Много внимания разработчики игры уделили исторической достоверности боевых машин. Причем, это относится не только к внешнему виду, но и к техническим особенностям. В World of Tanks бронирование, расположение ключевых узлов и экипажа машины максимально приближены к реальности. При разработке моделей танков учитывались советы экспертов по бронетехнике времен второй мировой войны и танкостроения.
В World of Tanks реализована очень сложная модель повреждений, учитывающая множество факторов, таких как толщина брони, ее тип, скорость полета снаряда и угол его встречи с броней, а также тип боеприпаса и множество других факторов. Состояние танка тоже измеряется не только параметром «прочности». Конструкция каждого танка учитывает ряд объектов: двигатель, ходовая часть, орудие, боеукладка, топливные баки и прочее. При этом, каждый из этих узлов может быть поврежден индивидуально, т.е. поврежденный двигатель снижает скорость передвижения или вообще обездвиживает танк, пробитый бак вызывает пожар, а попадание в боеукладку может привести к ее детонации и следовательно моментальному уничтожению танка. Разработчики не забыли и о членах экипажа: контуженный заряжающий значительно снижает скорость перезарядки орудия, а механик-водитель скорость передвижения.
Вместе с обновлением 0.8.0 в игру были добавлены элементы физики: теперь танки игроков могут забираться и спускаться с возвышенностей, набрав достаточную скорость, танк теперь может даже прыгнуть, плюс ко всему этому, в игре появилась возможность утопить танк в водоеме расположенном на карте. Помимо этого, при поворотах на большой скорости, танк может занести.
Однако, не смотря на максимально возможную детализацию внешнего вида машин, приближенную к реальной модель повреждений, расчет баллистических характеристик и состояния брони, абсолютная достоверность поведения техники в бою принесена в жертву «играбельности»: значительно упрощено управление, значительно ускорено движение танк и снижено время перезарядки орудия, обзор сделан удобным для игрока.
В игре реализована опция «туман войны», которая скрывает местоположение танков противника, а следовательо вражеский танк может быть обнаружен, только если командир танка игрока способен его распознать. При этом, «засвеченный» танк становится виден всем игрокам команды, если они находятся в радиусе действия рации обнаружившего экипажа. Вероятность обнаружения танка противника зависит от множества факторов: дальность обзора, использование врагом маскировки, опыта экипажа и прочее. Расчет данного параметра происходит динамически, и вследствие сложности и ресурсоемкости может происходить с задержкой.
Разработчиками игры не исключается возможность появления в игре ряда средств обеспечивающих поддержку танков – это может быть авиация, флот или даже пахота. Однако точных сведений на этот счет пока собрать не удалось.
World of Tanks - Gameplay Trailer
Командная игра.
Изначально в игре были доступны только режим игры в одиночку или взводом до трех машин. В версии 0.6.2 игра была дополнена режимом ротных боев (15 против 15), дополнение 0.6.2.8 привнесло в игру кланы и межклановые боталии за владение территориями на глобальной игровой карте, которые получили название «Мировая война».
Кланы. «Мировая война».
Каждый игрок, вступивший в клан, получает особую приписку (тег), символизирующую клан, в конце своего никнейма и добавляется в выделенный внутриигровой канал текстового общения для членов клана. Для «Мировой войны» разработана глобальная карта боевых действий, которая включает Европу, часть Азии, Аравии и Северной Африки, а так же территорию России, разделенную на небольшие зоны влияния (провинции), за контроль над которыми и ведут бои кланы. Чем больше провинций захватил клан, тем больше преимуществ он получает. Каждый клан имеет собственную козну и чем большим числом провинций владеет клан, тем больше игрового золота поступает в его козну. Каждая провинция приносит разный доход своим владельцам. Чем дальше удалена провинция от зоны высадки, тем больший доход она приносит. Например, провинции в зоне десантирования приносят своим владельцам всего несколько сотен золотых в день, в то время как провинции расположенные в глубине материка могут приносить доход в несколько тысяч золотых монет в день. Всеми ресурсами клана заправляет командир, зам. Командира или казначей. Каждый клан, желающий принять участие в бою за провинцию должен подать заявку на десантирование, после чего начинается турнир, состоящий из 32 команд. В результате остается только 1 команда, которой и предстоит сразиться за владение провинцией с ее теперешними обладателями. С выходом патча 0.6.4 карта боевых действий расширилась до 800 провинций, за счет добавления Северной Африки, полной территории СССР и Ближнего Востока. Разработчики планируют со временем охватить «Мировой войной» весь остальной мир.
Премиум аккаунт.
В World of Tanks есть два типа валюты, «кредиты» и «золото». Кредиты можно заработать, сражаясь на полях сражений начиная с первого уровня, причем за успехи вознаграждается как вся команда, так и каждый отдельный игрок, в зависимости от достигнутых результатов в сражении. Золото же можно приобрести за реальные деньги. Некоторые приятные фишки игры доступны только при оплате «золотыми»:
- покупка премиум-аккаунта – дает значительно увеличенный прирост игровой валюты и опыта за каждый бой;
- можно демонтировать несъемное оборудование;
- возможность перевода очков опыта с любого танка в «свободный опыт», который может быть использован для исследования любого танка;
- создание взводов из трёх игроков, рот и кланов;
- приобретение премиум-танков;
- танковая академия – дает 100% опыта в основной специальности, а также сброс вспомогательных навыков без потери опыта;
- приобретение дополнительного места для техники в ангаре;
- приобретение дополнительного места для экипажа в казарме;
- возможность нанесения на танк камуфляжной раскраски на неограниченный срок;
- приобретение некоторых видов расходных материалов.
Покупка премиумного аккаунта дает игроку дополнительные 50% к получаемым игровым деньгам (кредитам) и опыта за каждый бой, что дает возможность значительно сэкономить время прокачки и быстро достичь высоких игровых уровней при развитии любой ветки танков. Разработчики планируют введение новых премиумных возможностей в следующих обновлениях игры, но пока о них ничего не известно.
За «золотые» можно купить «премиум-танки», которые приносят больше кредитов за каждый бой и значительно дешевле в ремонте, чем аналогичные танки, купленные за кредиты. Разработчики World of Tanks заявляют, что преимумные танки не являются всеуничтажающими «убермашинами» сметающими все на поле боя, «за реальные деньги в игре нельзя получить какие-либо особо важные бонусы», и «платный танк не дает никакого серьезного преимущества в бою, самое главное оружие – это ваши прямые руки и навыки тактического мышления».