Охваченный, чуть менее, чем полностью, долговым кризисом Евросоюз отчаянно балансирует на грани между полным развалом или окончательной централизацией. Третьего варианта, похоже, нет. Но даже если «Соединенные штаты Европы» буду созданы, то войду в их состав далеко не все сегодняшние члены ЕС.
Такие страны как Португалия, Италия, Греция, Испания, а с недавних пор и Кипр угрожают Еврозоне развалом: Европейского стабилизационного фонда (даже учитывая его переименование в «механизм») явно недостаточно на их освобождение из долговой ямы. К примеру, одной только Греции необходимо около 14,5 млрд евро, чтобы не стать банкротом. Все большее и большее число мировых экономистов склоняются сегодня к мысли, что наилучшим выходом для этих стран является возврат к национальной и ее немедленная девальвация. Для граждан это будет более чем серьезный удар по кошельку, но нынешнее «затягивание поясов», которое многие уже сравнивают с удавкой, представляется экспертам еще худшим вариантом развития событий. Развал евросоюза, вслед за собой, может спровоцировать обострения внутриевропейских конфликтов: между бедным югом и богатым севером, между старыми и вновь принятыми членами Евросоюза, и даже между коренными гражданами и пришлыми эмигрантами. Джордж Сорос, называющий текущий кризис самым сложным периодом в своей карьере, в интервью Newsweek заметил, что крах Евросоюза способен «оживить политические конфликты, которые на протяжении долгих веков раздирали Европу», и привести к росту расизма и ксенофобии. В итоге развал Европейского союза может произойти очень болезненно и быстро.
Единственной реальной альтернативой распаду Евросоюза является мощная централизованная власть, причем в той степени, которая уж точно не свойственна никакой международной организации. Даже слово «наднациональность», специально изобретенное для реалий евросоюза, - уже никак не подойдет. Речь будет идти о настоящей федерации, следовательно, о превращении Европы в единое, большое государство, с едиными органами власти, армией, налогами, бюджетом, валютой и законами. На этом этапе следом за валютной политикой государства Еврозоны обязаны будут передать общеевропейским органам полный контроль над своим бюджетом и готовиться к подписанию договора, который будет строго карать за превышение бюджетного дефицита. Помимо этого, активно обсуждается возможность создания института «внешнего управляющего» государственным бюджетом, для стран, которые нарушают дисциплину. О каком суверенитете может говорить страна, которая не способно распоряжаться собственным бюджетом?
Первым претендентом на подобную «десуверенизацию» является Греция, так как она считается самой проштрафившейся страной в ЕС. Причем главным инициатором применения к Афинам новых контролирующих механизмов выступает не столько сама Европейская комиссия, сколько крупнейшая из стран Евросоюза – Германия. Германия традиционно беспокоиться о стабильности евро больше других, поскольку пожертвовала ради него своей сверхпрочной дойчемаркой. Помимо этого, ей, как самой мощной в Европе экономике, пришлось сделать самый большой взнос в Европейский стабилизационный фонд – 22 млрд. евро, что больше четверти всей суммы, вносимой странами-членами. И теперь, вполне обоснованно, Германия всеми силами призывает Афины пожертвовать «куском», ради сохранения Единой Европы.
The Financial Times, пишет: «Германия хочет, чтобы Греция пожертвовала суверенитетом в принятии решений в сфере расходов и налогообложения в «бюджетного комиссара еврозоны»». Смысл предложения заключается в том чтобы запретить Греции принимать решения, относящиеся к бюджетной сфере, без разрешения специально уполномоченного члена европейской комиссии. Кроме того, Афинам предлагают запретить любые бюджетные выплаты, до осуществления текущих платежей по кредитным долгам. Проще говоря, греческие военные будут ждать жалование, а пенсионеры пенсию до тех пор, пока правительство не заплатит кредиторам. Необходимо заметить, что Германия выдвинула эти идеи в качестве условия для предоставления Афинам второго пакета европейской финансовой помощи, размер которого составляет 130 млрд. евро.
Греческое правительство отвергло это предложение. Как пишет The Financial Times, министр финансов Эвангелос Венизелос сделал это в весьма яростной форме: из его слов следует, что нельзя заставлять государство выбирать между финансовой помощью и национальным достоинством. Пресс-секретарь правительства Греции Пантелис Капсис заявил, что бюджет страны в любом случае останется в зоне ответственности правительства Греции, а министр образования Анна Диамантопопулу назвала идеи Берлина «плодом больного воображения».
Чтобы не заявляли греческие политики, но 130 миллиардов евро им по прежнему необходимы как воздух, в противном случае стране грозит дефолт. В этой связи уместно отметить, что комиссар еврокомиссии Олли Рен, намекнул, что даже этих денег Греции может не хватить. А греческие кредиторы, как и прежде, хотят гарантий. И поэтому внешнее управление бюджетом Афин – пусть и в завуалированной мягкой форме, все равно будет введено. Если так произойдет, то этот вариант вполне может стать основой для построения отношений Брюсселя с остальными членами «европейской федерации». Ясно, что подобные перспективы приходятся по нраву далеко не всем: Чехия и Великобритания уже заявили, что выступают против бюджетного союза. Сегодня можно с уверенностью сказать, что к ним присоединяться и другие страны.